ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ. ЧТО НОВОГО?

Сегодня на рынке государственных закупок сложился ряд серьезных проблем, который нивелирует всю суть прозрачности и справедливости конкуренции в данной сфере. 19 апреля 2020 вступила в силу новая редакция Закона Украины «О публичных закупках», которая позволит исключить возможность злоупотреблений сторонам закупок, существующая из-за пробелов в действующем законодательстве.

На одном из выступлений представитель Минэкономразвития отмечал, что с целью выявления актуальных проблем и несоответствий в законе и эффективному внесению изменений, проводилась масштабная работа. Были созданы фокус-группы, которые осуществляли сбор информации от лиц, непосредственно участвующих в публичных закупках, в том числе, их предложения и пожелания.

Таким образом, все нововведения закона основываются на реальных проблемах, информацию о которых получено с помощью метода «обратной связи», и направлены на совершенствование процедур закупки и исключения возможностей для «нечестной игры».

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗАКОНА.

1. «УПРОЩЕННЫЕ ЗАКУПКИ». Указанная процедура является альтернативой «допороговых» закупок и очень похожа на них, однако, с некоторыми особенностями.

Во-первых, упрощенные закупки товаров, работ и услуг будут проводиться на сумму от 50 000 гривен и до предельных сумм *, определенных законом.

* Для заказчиков, определенных пунктами 1-3 части первой статьи 2 Закона, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 000 гривен, а работ — 1,5 миллиона гривен;

для заказчиков, определенных пунктом 4 части первой статьи 2 Закона, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1000000 гривен, а работ — 5000000 гривен.

Указанные изменения направлены на уменьшение коррупционной составляющей. На данный момент большинство закупок проводятся именно «допорогами» с целью избежать конкурентной процедуры и возможностью заключать договоры со «своими» поставщиками. Заказчики разделяют закупки на несколько «допороговых» и, как правило, проводят их не через электронную систему. Изменения направлены на выведение из тени большой части закупок.

Об особенностях упрощенных закупок. Теперь заказчик обязан вместе с объявлением опубликовать и проект договора, чего не было в «допороговых» закупках.

Также, обязательным стало предоставление ответа на обращение участников упрощенной закупки. Заказчик должен предоставить соответствующие разъяснения в течение одного рабочего дня со дня опубликования соответствующих обращений участников.

Необязательным является подача менее двух тендерных предложений для того, чтобы закупка состоялась. В случае участия только одного участника, процедура переходит сразу на стадию рассмотрения тендерного предложения такого участника.

Интересным нововведением является возможность заказчика дисквалифицировать участника, который в течение одного года до объявления упрощенной процедуры закупки участвовал в торгах заказчика и затем более двух раз отказывался от подписания договора. То есть, указанная новелла является одним из способов борьбы с недобросовестными поставщиками.

2. ПРОЗОРРО — МАРКЕТ 
Новый закон изменил не только правила закупки на «небольшие» суммы, однако, и предоставил дополнительные возможности заказчикам. На законных основаниях начал работать Прозорро-Маркет*, который в пилотном режиме использовался уже год.

*Электронный каталог «Prozorro-market» (e-каталог) — систематизированная база актуальных предложений, формируется и сопровождается централизованной закупочной организацией в электронной системе закупок и используется заказчиком с целью отбора поставщика товара (товаров), стоимость которого (которых) является меньше стоимость, установленная в пунктах 1 и 2 части первой статьи 3 Закона «О публичных закупках».

Закупка через Прозорро-Маркет очень проста. Заказчик через личный кабинет переходит в онлайн-каталог, выбирает товар и подписывает договор с поставщиком. Отчет об этом договоре публикуется в системе автоматически.

Для закупки на небольшую сумму товаров, работ или услуг заказчику не нужно проводить все формальности, выбирать процедуру, готовить документы, рассматривать предложения что значительно экономит его время.

Особенностью приобретения товаров, работ и услуг через Прозорро-маркет является то, что поставщики проходят квалификацию на соответствие их предложений один раз при загрузке товаров в онлайн-каталог.

Такую квалификацию проводит не заказчик, а специальные органы — централизованные закупочные организации.

Как стать поставщиком через е-каталоги. Централизованные закупочные организации осуществляют отбор поставщиков, определяют условия отбора и порядок квалификации. Поставщики подают свои предложения, которые рассматриваются в течение 10 рабочих дней с момента их получения. В течение 5 рабочих дней с момента принятия положительного решения поставщику предоставляется доступ к е-каталогу.

Прозорро-маркет работает как любой интернет-магазин, которыми мы привыкли пользоваться. Заказчик с помощью фильтров выбирает товар, поставщиков, которые могут продать ему этот товар, добавляет его в корзину и нажимает кнопку «купить». После чего, поставщику в кабинет поступает сообщение о заказе его товара. Заказчик и поставщик связываются, заключают договор, а система публикует отчет о таком договоре.

Указанное упростит заказчикам закупки на небольшие суммы, а поставщикам расширит рынок сбыта.

3. ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ С АНОМАЛЬНО НИЗКОЙ ЦЕНОЙ 
Борьба конкурентов не всегда является честной и сейчас существует большая проблема — существенное занижение ценовых предложений. Конкуренты для победы предлагают столь низкую цену, что в случае достижения результата им или невыгодно подписывать такой договор и они отказываются от него, или заключают такой договор, однако в дальнейшем неоднократно меняют его цену. Указанное никоим образом не способствует здоровому развитию конкуренции, а также создает много проблем заказчикам.

Последние вынуждены повторно, а то и несколько, проводить закупки, если недобросовестный победитель отказался от подписания невыгодного договора. Участники часто руководствуются принципом — «не мне, так никому», безосновательно полагая, что это и есть здоровая конкуренция.

Предыдущая редакция закона позволяла быть такой ситуации, поэтому новым законом введено важное изменение — аномальная низкая цена* тендерного предложения как основание для дисквалификации участника.

*Аномально низкая цена — цена, меньше на 40 или более процентов от среднеарифметического значения цены / приведенной цены тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона и / или меньше на 30 или более процентов от следующей цены / приведенной цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона.

Система закупок автоматически по формуле будет определять тендерное предложение с аномально низкой ценой и сообщать об этом заказчика. В течение одного рабочего дня участник, предоставивший такое сомнительное предложение должен будет предоставить обоснование своей цены. Если таких обоснований достаточно, и они объясняют низкую цену, — заказчик будет иметь право не дисквалифицировать участника.

Указанная новелла поможет не только заказчикам избежать срыва закупки. Однако и сами участники будут больше защищены от недобросовестных действий своих конкурентов и манипуляции по критерию «цена» будут минимизированы.

4. 24 ЧАСА НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК 
Участники будут иметь возможность исправлять ошибки, допущенные в свои тендерных предложениях. Заказчик на этапе квалификации сможет обнаруживать в тендерных предложениях несоответствия и предоставлять участнику уведомления об их исправлении (в срок не позднее чем за два рабочих дня до окончания срока рассмотрения тендерных предложений). А участник в течение 24 часов исправляет указанные ошибки и загружает соответствующие документы в систему.

Указанное нововведение одновременно является и интересной новостью, и с другой стороны — возможностью поддержать коррупционную составляющую, если есть сговор заказчика с любым участником.

Но, это с первого взгляда. На самом деле, изменения можно будет вносить только в двух частях:

  1. документах, подтверждающих соответствие участника квалификационным критериям;
  2. документах, подтверждающих право подписи уполномоченного лица тендерного предложения и договора на закупку.

То есть, мы видим, что изменения можно внести только в те документы, которые не влияют на суть предложения, например, ценовое предложение или документы о соблюдении технических требований.

Указанная новелла позволит избежать формальной дисквалификации участников, когда они могут выполнить договор на закупку, однако из-за некой невнимательности допустили ошибки, не влияющие на такую возможность.

5. СТОИМОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Добавлен новый критерий оценки тендерных предложений — стоимость жизненного цикла. Простыми словами — это расходы на обслуживание товара, закупаемого заказчиком. Например, обслуживание, ремонт, составные части, которые требуют замены, и тому подобное. То есть, сколько заказчик потратит средств не только на саму покупку товара, но и на его использование и утилизацию.

Участник должен в своем тендерном предложении описать все стоимостные составляющие, которые будут влиять на критерий стоимости жизненного цикла и предоставления необходимых документов.

Новый критерий оценки тендерных предложений дает дополнительную возможность заказчику осуществлять экономию бюджетных средств, а участникам, иметь благоприятную среду для продажи более дорогого, но качественного товара. Поскольку иногда дешевый, но менее качественный товар требует больших затрат на обслуживание — ремонт, замена составных частей, утилизация в связи с коротким сроком эксплуатации, и тому подобное.

6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ 
Наряду с критериями, которые существуют на данное время, появляется новый — финансовая состоятельность участника. Заказчик вправе устанавливать в тендерном предложении требование о предоставлении документов (финансовой отчетности) участником относительно его финансовой состоятельности. Однако указанное требование не должно касаться подтверждения объема годового дохода (выручки) в размере, превышающем сумму ожидаемой стоимости предмета закупки.

Кроме того, изменения коснулись и положений о квалификационных критериях, которые уже существуют. А именно, если заказчик установил такие критерии как наличие материально-технической базы и оборудования, наличие работников соответствующей квалификации, — участник может в подтверждение своего соответствия привлечь ресурсы своих субподрядчиков / соисполнителей, предоставив соответствующие документы.

7. ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В УЧАСТИИ В ЗАКУПКЕ
Изменилась и статья 17 Закона. Включено новое положение — основанием для отказа в участии в закупке является то, что к участнику применены санкции в виде запрета на осуществление публичных закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом Украины «О санкциях». Указанное положение действовало и при предыдущей редакции Закона, заказчики указывали на это в тендерной документации. Однако новый закон систематизировал все основания в одной статье.

Также, если должностное лицо, действующее от имени участника, было привлечены по закону к ответственности за совершение правонарушения, связанного с использованием детского труда или любыми формами торговли людьми, — заказчик имеет право дисквалифицировать участника. Указанное изменение связано с приведением национального законодательства к европейскому, и эта норма является заимствованной.
С вступлением в силу новой редакции Закона, наличие у участника налогового долга — не всегда может быть основанием для дисквалификации. Если такой участник осуществил мероприятия по рассрочке и отсрочке такой задолженности в порядке и на условиях, определенных законодательством страны регистрации такого участника и предоставил соответствующие документы, подтверждающие это — заказчик имеет право не дисквалифицировать участника.

Также статья 17 Закона пополнилась интересной новеллой. Многие поставщики не выполняют или выполняют ненадлежащим образом договора на закупку. Очень часто это связано с тем, что победитель предоставил предложение, соответствующее требованиям заказчика, однако вопреки возможностям участника. Например, участник согласился поставить товар в течение 30 календарных дней с момента заключения договора, но не может выполнить это требование, поскольку товар производится 60 календарных дней. Участник знал, что не сможет выполнить это требование, однако ему было важно обойти конкурентов и любыми методами выиграть этот тендер. От таких действий страдают заказчики, которые не могут в срок получить то, что им нужно. А также добросовестные конкуренты, которые могли выполнить такой договор в срок.

Теперь, новая редакция Закона позволяет заказчикам дисквалифицировать тех участников, которые не выполнили свои обязательства перед этим же заказчиком по ранее заключенному договору на закупку, что привело к его досрочному расторжению, и к поставщику были применены санкции в виде штрафов и / или возмещения убытков. Указанная возможность есть у заказчика в течение трех лет с момента досрочного расторжения такого договора.

Указанные нововведения должны способствовать решению проблем нечестной конкуренции между участниками и реальному исполнению договоров победителями.

8. ОБЖАЛОВАНИЕ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК
Больше всего проблем действующего законодательства в сфере публичных закупок и злоупотреблений было связано именно с обжалованием.

Самая распространенная — заказчик отменял закупку, если на его решение была подана жалоба в Антимонопольный комитет Украины, не дожидаясь решения по делу. Ответственность за такие действия заказчика не было. Он успешно мог объявить новый тендер, проигнорировав свои нарушения в прошлом.

Теперь, во-первых, заказчик не вправе отменить закупку, если подана жалоба в АМКУ. Во-вторых, решается другая проблема — невыполнение решений АМКУ. За это нарушение также не было ответственности, и никакой орган не мог обязать заказчика выполнить это решение. Теперь за такое нарушение на директора заказчика может быть наложен штраф в размере от 34000 до 85000 грн.

Изменились и правила подачи жалоб в АМКУ. Увеличились ставки за подачу жалобы, теперь они будут рассчитываться в процентном соотношении от ожидаемой стоимости предмета закупки. Но положительным моментом стало возвращение платы* за подачу жалобы в случае правоты участника, ее подал.

*Плата за обжалование возвращается если:

  • АМКУ принимает решение об удовлетворении или частичном удовлетворении такой жалобы;
  • АМКУ оставляет жалобу без рассмотрения в случае, если Заказчиком устранены нарушения, указанные в жалобе;
  • АМКУ принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы в случае, если заказчиком устранены нарушения, указанные в жалобе.

Таким образом, решается проблема «троллинга» в сфере публичных закупок. Недобросовестные участники очень часто подают, так называемые «технические жалобы», которые направлены не на реальность обжалования, а на затягивание сроков проведения закупки, а также как способ давления на заказчика и конкурентов.

Более того, с ростом количества таких «технических жалоб» увеличилось и нагрузка на АМКУ как орган обжалования, что не способствует качественному рассмотрению дел.

Также, субъекты обжалования не смогут больше отозвать свою жалобу. Если она принята АМКУ, то будет рассмотрена обязательно.

Очень важным изменением стала также возможность обжаловать решение заказчика об отмене закупки в целом. Если заказчик дисквалифицировал всех участников, следствием чего стала отмена торгов — участник может обжаловать и такие действия, чего не было в предыдущей редакции Закона.

Значительно изменилась и ответственность заказчика при проведении публичных закупок, что стало особенно ожидаемым изменением для участников. Поскольку заказчик еще недавно за свои недобросовестные и нечестные действия оставался безнаказанным. Но об этом в следующей статье.

Итак, мы рассмотрели основные изменения, которые предлагает нам новая редакция Закона Украины «О публичных закупках». Теперь только практическое применение нововведений позволит нам сделать вывод об их эффективности и не требует ли Закон еще большего совершенствования.


Консультация юриста

Выберите удобное время и мы вам перезвоним

Заказать звонок
Практические юридические советы для бизнеса!
Нужна консультация юриста?
Оставьте свои контакты и наш специалист обязательно свяжется с Вами!




Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных