МОРАТОРИЙ НА НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ЧАСТИЧНО ОТМЕНЕН: ЗАКОННО ЛИ?

03.02.2021 г. на сайте Правительственного портала появилась новость о том, что правительство сократило сроки действия ограничений на проведение налоговых проверок.

По состоянию на 04.02.2021 г. проект принятого акта отсутствует в открытых источниках. Вместе с тем, сам по себе факт существования подобной новости позволяет сделать определённый вывод.

ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ МОМЕНТОВ КАСАТЕЛЬНО ДАННОЙ НОВОСТИ.

  1. Мораторий на проведение документальных и фактических проверок установлен на уровне закона (он закреплён в переходных положениях Налогового кодекса Украины).
  2. Из новости следует, что условия моратория были частично изменены постановлением Кабинета Министров Украины. Постановление Кабинета Министров Украины – это подзаконный акт в иерархии нормативно-правовых актов, оно имеет более низкую юридическую силу по сравнению с законом.
  3. Не допускается вносить изменения в закон подзаконным актом, то есть мораторий может быть изменён либо отменён лишь тем органом, который его утверждал. В данном случае это Верховная Рада Украины, а не Кабинет Министров Украины.

Вывод: изменения относительно моратория являются незаконными, поскольку у Кабинета Министров Украины отсутствуют соответствующие полномочия.

Вряд ли правовая ничтожность будет волновать налоговый орган, в связи с чем указываем предлагаемые изменения моратория, которые касаются предоставления разрешения на проведение следующих проверок (кроме проверок физических лиц-предпринимателей):

  1. временно остановленных и неоконченных документальных и фактических проверок, которые были начаты на дату внедрения моратория.
  2. документальных проверок субъектов хозяйствования реального сектора экономики, которые по данным аналитической системы осуществляют рисковые операции и обрабатываются в рамках работы Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования обнародованных в СМИ фактов возможных коррупционных действий должностных лиц органов государственной власти.
  3. документальных проверок относительно соблюдения граничных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям.
  4. плановых документальных проверок, необходимость проведения которых возникла по результатам рассмотрения жалоб на действия/бездействия контролирующих органов относительно неправомерного начисления денежных обязательств налогоплательщиков.

Обращает на себя внимание вводное словосочетание «в частности», которое употребляется в новости при перечислении разрешённых видов проверок, в связи с чем можно предположить, что данный перечень не исчерпывающий. Точную информацию сможем узнать после обнародования принятого акта.

Напомним, что с 18.03.2020 г. действует мораторий на проведение документальных и фактических проверок, кроме случаев:

1. Документальных внеплановых проверок, которые проводятся по обращению налогоплательщика.
2. Документальных внеплановых проверок по основаниям когда:
2.1. начато процедуру реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица либо предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, закрытие постоянного представительства либо обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, открыто производство по делу о признании банкротом налогоплательщика либо подано заявление о снятии с учёта налогоплательщика.
2.2. налогоплательщиком подано декларацию, в которой заявлено к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки согласно разделу V Налогового кодекса Украины, и/или отрицательным значением НДС, которое составляет более 100 тыс. грн.
3. фактических проверок в части нарушения требований законодательства по:
3.1. учёту, лицензированию, производству, хранению, транспортировке и обороту топлива, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
3.2. целевого использования топлива и спирта этилового налогоплательщиками;
3.3. обустройства акцизных складов;
3.4. осуществления функций, определённых законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива, по основаниям, определённым п. п. 80.2.2, 80.2.3 та 80.2.5 п. 80.2 ст. 80 Налогового Кодекса Украины.


Консультация юриста

Выберите удобное время и мы вам перезвоним

Заказать звонок
Практические юридические советы для бизнеса!
Нужна консультация юриста?
Оставьте свои контакты и наш специалист обязательно свяжется с Вами!




Нажимая на кнопку вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных