КАССОВЫЕ АППАРАТЫ И РАСЧЕТНЫЕ КНИЖКИ: ПРИМЕНЯЕМ ПРАВИЛЬНО

Многие предприятия и предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, рано или поздно сталкиваются в своей работе с необходимостью установки и применения регистратора расчетных операций (РРО).

ТОТ ФАКТ, ЧТО РАБОТАТЬ С НАЛИЧНОСТЬЮ НУЖНО ЗАКОННО, ПОНИМАЮТ И ПРАКТИКУЮЩИЕ БУХГАЛТЕРЫ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ. НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ПОНИМАНИЕ «ЗАКОННО» У НИХ НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЕТ.

Отсюда и огромные штрафы, применяемые к субъектам предпринимательства, и многочисленные споры и тяжбы по результатам проверок. В настоящее время субъектам предпринимательства трудно отстоять свое мнение, даже если они уверены в своей правоте. И поэтому важно помнить, что основное «оружие» налогоплательщика в отстаивании своих интересов – глубокие знания предмета, в частности норм законодательства, регулирующих наличное обращение.

Все субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (используя платежные карточки, платежные чеки, жетоны и т.п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) обязаны применять зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО или в некоторых случаях – расчетные книжки.

Но, как говорится, нет правил без исключений. Поэтому определенным субъектам хозяйствования разрешено работать без РРО и расчетных книжек. Все случаи, когда законодательно разрешено не применять ни РРО, ни расчетные книжки, собраны в ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995г. № 265/95-ВР.

Если Вас нет в «списке исключений», тогда Вам просто необходимо знать следующие правила:

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ РРО

• ШАГ 1. Для начала, необходимо отметить, что на сегодняшний день действует Приказ ГФС Украины 20.02.2018 года №79, которым утвержден Государственный реестр регистраторов расчетных операций. Выбрать модель РРО для осуществления своей деятельности необходимо из этого реестра.

• ШАГ 2. Не откроем Америку, сказав, что РРО перед использованием требует регистрации в налоговой по основному месту учету. Для этого, субъекту хозяйствования необходимо подать следующие документы:

  • заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО.
  • копию документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;
  • копию документа на право собственности или иного документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
  • копию паспорта (формуляра) РРО и копию паспорта модема (в случае применения внешнего модема)
  • копию договора предприятия с ЦСО о техническом обслуживании и ремонте РРО.

Регистрацию РРО может провести и уполномоченное лицо субъекта хозяйствования при наличии надлежащим образом оформленной доверенности

Регистрационное заявление должно быть подписано руководителем предприятия с указанием даты подачи. Все разделы регистрационного заявления подлежат обязательному заполнению. Копии документов заверяются подписью руководителя предприятия.

Должностное лицо контролирующего органа тщательно изучает документы и в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации РРО не позднее двух рабочих дней со дня поступления документов принимает решение о возможности регистрации РРО. Затем формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационной системе ГФС и выдает субъекту хозяйствования справку о резервировании фискального номера РРО по форме № 2-РРО, которая действительна в течение пяти рабочих дней с даты его выдачи или передачи на адрес электронной почты предприятия.

• ШАГ 3. Далее необходимо обратиться в центр сервисного обслуживания. В течение пяти рабочих дней необходимо перевести РРО в фискальный режим работы (внесение фискального номера в фискальную память РРО, персонализация и опломбирование РРО в центре сервисного обслуживания). В Центре сервисного обслуживания есть срок — трое суток с момента получения информации от субъекта хозяйствования. После того как РРО переведен в фискальный режим и опломбирован, работник центра сервисного обслуживания оформляет справку об опломбировании РРО и акт ввода в эксплуатацию РРО.

ВАЖНО: ЕСЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НЕ ВЛОЖИТСЯ В УСТАНОВЛЕННЫЙ ПЯТИДНЕВНЫЙ СРОК, ТО СПРАВКА О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ФИСКАЛЬНОГО НОМЕРА РРО СТАНЕТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ. ПРИ ЭТОМ ПРОЦЕДУРУ РЕГИСТРАЦИИ РРО ПРИДЕТСЯ НАЧАТЬ ЗАНОВО.

• ШАГ 4. Это уже финишный этап регистрации РРО. До окончания срока действия справки о
резервировании фискального номера необходимо предоставить в налоговую копию справки об опломбировании РРО и акта ввода в эксплуатацию РРО. Там эти документы проходят «фейсконтроль» и если они в норме, то субъекту хозяйствования выдается регистрационное удостоверение РРО по форме №3-РРО, которое подтверждает регистрацию РРО в налоговой.

Одновременно с РРО регистрируется и первая книга учета расчетных операций (КУРО) на такой РРО. При этом подавать регистрационное заявление не надо, а датой регистрации первой книги учета расчетных операций на РРО является дата регистрации РРО.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КНИГИ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • наличие КУРО на месте проведения расчетов, где установлен РРО;
  • подклеивание фискальных отчетных чеков к соответствующим страницам КУРО;
  • ежедневное выполнение записей о движении наличности и суммы расчетов;
  • в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии — осуществление записей по учету расчетных квитанций;
  • ведение учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, а также проверок конструкции и программного обеспечения РРО в соответствующем разделе КУРО.

Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной форме, обязаны ежедневно печатать на РРО фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в КУРО.

ПРЕДЕЛЬНАЯ СУММА ДЛЯ НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.

Так же при осуществлении наличных расчетов не стоит забывать о предельной сумме расчетов. Согласно Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное Постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 года №148, субъекты хозяйствования имеют право осуществлять расчеты наличными в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам:

1) между собой — в размере до 10 000 (десяти тысяч) гривен включительно;
2) с физическими лицами — в размере до 50 000 (пятидесяти тысяч) гривен включительно.

Как известно, ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, все субъекты хозяйствования, применяющие РРО и расчетные книжки, предоставляют в налоговую Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций по форме № ЗВР-1.

Но, если субъект хозяйствования при проведении наличных расчетов использует РРО, который подает в фискальные органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, то дублировать информацию с РРО, путем подачи отчета по форме № ЗВР-1 не нужно.

КОНТРОЛЬ НАД СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНОСТИ, ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЗА ТОВАРЫ (УСЛУГИ, РАБОТЫ)

Как известно контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки (п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины).

При этом фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется по соблюдению норм законодательства по вопросам:

  • регулированию обращения наличности;
  • порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций;
  • ведение кассовых операций;
  • наличие лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров;
  • соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

При построении правового алгоритма поведения при появлении налоговиков в магазине, баре, ресторане первое же разветвление этого алгоритма образуется уже на этапе ответа на вопрос: «Как они здесь оказались?». Налоговики, например, могут что-то купить сами, а могут войти и ждать, пока товар кто-то купит другой, чтобы понаблюдать за процессом проведения расчетов со стороны.

Самое главное, что отличает фактическую проверку от других, — проведение ее без предупреждения налогоплательщика. Она проводиться на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных в ст.80 Налогового кодекса Украины.


Консультация юриста

Выберите удобное время и мы вам перезвоним

Заказать звонок
Практические юридические советы для бизнеса!
Нужна консультация юриста?
Оставьте свои контакты и наш специалист обязательно свяжется с Вами!
[contact-form-7 404 "Not Found"]