Запорожье+38 (061) 228-41-81
МЕНЮ

ТОП-3 НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Наиболее распространёнными спорами между государством и бизнесом являются споры в сфере налогообложения. Многим налогоплательщикам в режиме нон-стоп приходится отстаивать права, чтобы защитить свои капиталы.

Специалисты налогового отдела Право Гарант имеют большой, а главное, результативный опыт в практике налогового права и помогают клиентам эффективно защищать их интересы. Поэтому, делимся с вами полезной информацией, как не стать объектом административного правонарушения и/или преступления в сфере налогообложения, не разориться и не потерять свой бизнес.

Можно выделить три основных вида административных споров с ГФС, о которых поговорим ниже.

1. СПОРЫ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕАЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОПЕРАЦИИ.

Фиктивность хозяйственных операций является самым популярным основанием для доначислений фискальными органами, в том числе необоснованных.
Согласно п.77.1. ст.77 НК Украины, документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок на текущий год, который публикуется на официальном веб-сайте ГФС, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

УКАЗАННАЯ НОРМА БЫЛА ВВЕДЕНА С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА, НО ОКАЗАЛАСЬ СОВЕРШЕННО НЕРАБОЧЕЙ НА ПРАКТИКЕ.

По состоянию на сентябрь 2018 года в план-график документальных плановых проверок на 2018 год вносились изменения уже 9 раз. Таким образом, предприятие лишено возможности подготовиться к проверке заранее и надлежащим образом, потому что может оказаться в этом плане за несколько дней до фактического проведения проверки, вопреки нормам закона.

КАК ИЗВЕСТНО, ЛУЧШЕ БОЛЕЗНЬ ПРЕДУПРЕДИТЬ, НЕЖЕЛИ ЛЕЧИТЬ.

Итак, для того, чтобы доказать реальность хозяйственной операции необходимо:

  • надлежащим образом оформлять первичные бухгалтерские документы, которые не только отражают реальность хозяйственных операций, их объём и суть, но и влекут за собой реальные изменения имущественного положения налогоплательщика, то есть не являются юридически дефектными (недостоверными);
  • иметь возможность обосновать деловую цель хозяйственной операции и причинную связь с деятельностью компании;
  • для подтверждения фактического осуществления конкретной операции, документировать движение активов/товара;
  • предварительно изучить контрагента, в т.ч. в разрезе наличия открытых уголовных производств и приговоров по ст.205 УК Украины, которые хоть и не являются доказательством фиктивности хозяйственной операции с вашей компанией, но могут повлечь за собой ряд мероприятий по обеспечению уголовного производства, снятию налогового кредита и затрат по такой операции.

 

2. СПОРЫ ОТНОСИТЕЛЬНО КОНЕЧНОГО БЕНЕФИЦИАРА.

Судебная практика ВС за 2018 год в вопросе определения бенефициарного собственника основана на том, что бенефициар должен получать доход на законных основаниях, являться выгодоприобретателем, определять последующую экономическую судьбу дохода, получать выгоду от дохода и нести риски в отношении полученного дохода.

Предусмотренные международными договорами льготы по уплате налога не могут быть применены в случае, когда нерезидент действует как промежуточное звено в интересах другого лица, которое фактически получает выгоду от дохода.

Так, обязательным является участие в бизнес процессах группы компаний, распределение денежных потоков, наличие «substance» — совокупности условий, которые свидетельствуют о реальности ведения деятельности иностранной компании, опровергающие предположение о том, что единственной целью данной компании является минимизация налогообложения.

Законодательством не предусмотрен перечень доказательств статуса бенефициарного собственника. Это могут быть письма самого бенефициара, договора доверительного управления, финансовая отчетность, которая свидетельствует о самостоятельности распоряжения доходами, лицензии, патенты, пр.

С целью недопущения споров второй категории, рекомендуем:

  • профессионально подходить к международному налоговому планированию, используя услуги специалистов в данной отрасли;
  • при составлении договоров с компанией — нерезидентом избегать положений, которые возможно трактовать, как посредничество, например, при заключении договора на использование прав интеллектуальной собственности прямо указывать, что он не является договором комиссии, поручения или агентским договором;
  • обозначить в уставе, что компания — получатель дивидендов является собственником корпоративных прав;
  • создать наличие у компании — бенефициара реальных оплатных договорных взаимоотношений не только с украинской дочерней компанией, но и с третьими лицами;
  • обеспечить растянутость взаиморасчетов во времени.

 

Применение института конечного бенефициарного контролера является важным и для определения связанности лиц, в том числе для целей трансфертного ценообразования.

3. СПОРЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

В спорах по ТЦО доказыванию подлежит соблюдение налогоплательщиком требований законодательства в части соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки».

По состоянию на сентябрь 2018, всего лишь 12 споров данной категории завершены вынесением судами решения по сути. Таким образом, судебная практика находится в процессе становления. Это создает для юристов/адвокатов возможности поиска новых решений в разработке стратегий защиты.

На что здесь стоит обратить внимание? В первую очередь, необходимо использовать установки ОЭСР, практику ЕСПЛ, международных судов, индивидуальные налоговые консультации, информация из официальных источников о стоимости товара, справки международных налоговых органов, и т.д.

Кроме того, стоит учитывать, что судьи по образованию являются юристами, а категория таких споров предусматривает специфический экономический аспект.

В СВЯЗИ С ЭТИМ, РАЗУМНЫМ БУДЕТ УСИЛЕНИЕ СВОЕЙ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ. 

Согласно п.102.1 ст.102 НК Украины, проверка по ТЦО может быть проведена в течение 2 555 дней за последним днем предельного срока представления декларации по налогу на прибыль. Установленный законом срок такой проверки — 18 мес., но он может быть продлен на 12 мес.

Учитывая длительность указанных сроков, очень важно сохранять документацию о проведенных контролируемых операциях (в т.ч. договоры, платежные документы, акты, отчеты о контролируемых операциях, переписка с ГФС) весь термин.

Налоговые органы зачастую направляют запросы о деловой цели контролируемых операций, ответ на который служит основанием для проведения внеплановой проверки.

Во избежание проверок и негативных последствий по ним, имеет смысл формировать бизнес-процессы в соответствии с национальным законодательством и требованиями ОЭСР, и не стесняться обращаться за помощью к специалистам.

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn