Запорожье+38 (061) 228-41-81
МЕНЮ

«ПИСЬМО СЧАСТЬЯ» ОТ АМКУ — КОМУ ПРИШЛО, КАК РЕАГИРОВАТЬ?

В последнее время территориальные областные отделения Антимонопольного комитета всё чаще проводят проверки участников открытых торгов через электронные площадки на веб-портале Уполномоченного органа https://prozorro.gov.ua/.

Полномочия должностных лиц Антимонопольного комитета Украины при истребовании документов и информации для проверки соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотрены Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», Положением о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины, и Положением о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции.

Таким образом, в пределах своих полномочий, территориальные областные отделения Антимонопольного комитета имеют право истребовать у субъектов хозяйственной деятельности информацию, необходимую при рассмотрении дела или заявления касательно законодательства о защите экономической конкуренции.

ОДНАКО ЗАКОНОДАТЕЛЕМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕН НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ, КОТОРЫЙ БЫ ОПРЕДЕЛЯЛ ПОРЯДОК ИСТРЕБОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ  СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 

Так же ни одним из вышеперечисленных нормативно-правовых актов не предусмотрен прямой порядок и сроки подачи ответа на требование АМКУ, что значительно усложняет задачу всем субъектам хозяйственной деятельности, получившим подобное требование.

В феврале 2018 года Запорожским территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины было направлено типовые требования пяти нашим клиентам. Требование состоит из 35 пунктов, которыми, в том числе, предусмотрена подача данных, находящихся в открытом доступе на веб-портале Уполномоченного органа.

ЗДЕСЬ, ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ОДНИМ ИЗ ТАКИХ ТРЕБОВАНИЙ.

Примером затребованной информации, которая находится в форме открытых данных, могут послужить п.п. 1, 3, 4, 5, 7 Требования и другие пункты, поскольку большая часть запрашиваемой информации находится непосредственно в Тендерном предложении Участника электронных торгов, список которых так же обозначен требованием АМКУ.

Как предусмотрено Законом Украины «О публичных закупках» Уполномоченный орган обеспечивает обнародование информации о закупках, в соответствии с требованиями Закона Украины «О доступе к публичной информации», в том числе в форме открытых данных.

ПУБЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ФОРМЕ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ — это публичная информация в формате, позволяющем ее автоматизированную обработку электронными средствами, свободный и бесплатный доступ к ней, а также ее дальнейшее использование (ст. 101 Закона Украины «О доступе к публичной информации»).

ИЗ ЧЕГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО С БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ЗАТРЕБОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛИЦА ЗАПОРОЖСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ НА ВЕБ-ПОРТАЛЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, ИСПОЛЬЗУЯ НЕОБХОДИМЫЕ ИДЕНТИФИКАТОРЫ УЖЕ ЗАВЕРШЕННЫХ ЗАКУПОК. 

Так же, учитывая письмо Государственной регуляторной службы Украины, касательно права требования для проверки соблюдения антимонопольного законодательства, государственный уполномоченный или голова территориального отделения Антимонопольного комитета Украины может истребовать не все документы и информацию насчёт деятельности субъекта хозяйствования, а только те, которые необходимы и считаются достаточными для проверки соответствия антимонопольному законодательству.

Плюс ко всему, во вступительной части требования обозначено, что с целью осуществления контроля над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции при осуществлении закупок, всю необходимую информацию нужно подать в 15-дневный срок со дня получения требования. При этом в составе требования отсутствует информация, как именно рассчитывать имеющийся срок: в календарных или рабочих днях. Отсутствие подобного уточнения может повлечь за собой негативные последствия в форме внушительных штрафных санкций.

Детально ознакомившись с примером требования Антимонопольного комитета можно подсчитать, что в общей сложности количество необходимой для подачи информации превышает 179 пунктов (при подаче части информации отдельно по каждым проведённым торгам), что делает невозможным составление ответа в 15-дневный срок, для соблюдения условий обращения АМКУ.

В связи с тем, что Законом не предусмотрен минимальный срок подачи ответа на требование АМКУ, субъект хозяйственной деятельности имеет право подать аргументированное ходатайство о продолжении срока подготовки и подачи информации на требование – в таком случае ответ не будет считаться несвоевременным.

Для более детального изучения процессов решения данной задачи, специалистами ЮК «Право Гарант» было инициировано связь с заместителем председателя Антимонопольного комитета Украины, вследствие чего было выяснено, что при направлении обращения в Антимонопольный комитет Украины по вопросу требования от областного территориального отделения АМКУ, государственный уполномоченный может вносить правки в требования территориального отделения.

КАКИЕ ШТРАФЫ ГРОЗЯТ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ АМКУ?

В соответствии со статьёй 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», в частности п.п. 13-15, нарушениями законодательства в сфере защиты экономической конкуренции являются:

  • непредставление информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами Антимонопольный комитет Украины, председателем его территориального отделения или нормативно-правовыми актами сроки;
  • представление информации в неполном объеме Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами Антимонопольного комитета Украины, председателем его территориального отделения или нормативно-правовыми актами сроки;
  • представление недостоверной информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению;

 

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 52 вышеупомянутого Закона, в таких случаях взыскиваются штрафы в размере до одного процента дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.

Так же обращаем Ваше внимание, что в составе обращения АМКУ есть пункт о подаче дополнительной информации, которая, по мнению субъекта хозяйствования, будет способствовать всестороннему и объективному установлению обстоятельств предмета требования.

В таком случае обязательно необходимо сообщить территориальному отделению АМКУ о том, что субъект хозяйствования не располагает подобной дополнительной информацией. Таким образом, Вы защитите себя от возможной ответственности за неподачу дополнительных сведений.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ, КОГДА СРОКИ ОГРАНИЧЕНЫ, А ОБЪЕМ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПРЕВЫШАЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ГРАНИЦЫ?

Первым делом необходимо подать ходатайство о продлении срока подготовки и подачи информации на требование областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины. Заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины так же посоветовал вместе с ходатайством о продлении срока подать часть информации по требованию, чтобы территориальное отделение было уверено, что субъект хозяйственной деятельности не отказывается от предоставления информации АМКУ.

В том случае, если полученное требование имеет в своём составе пункты, которые, по мнению субъекта хозяйствования не являются корректными по той или иной причине, уполномоченное лицо субъекта может подать письменное обращение к председателю Антимонопольного комитета Украины, для дальнейшего рассмотрения условий требования и, в случае необходимости, внесения корректировок в такие пункты.

Так же обозначаем, что Законом не определена процедура обжалования требований от областных территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины, однако нет законодательных актов, запрещающих подачу жалоб на действия Головы территориального отделения и лица, непосредственно составившего текст обращения. Таким образом, субъект хозяйственной деятельности может подать жалобу в соответствующие органы касательно препятствия свободе ведения хозяйственной деятельности и превышения должностных обязанностей уполномоченными лицами областного территориального отделения АМКУ.

НРАВЯТСЯ НАШИ СОВЕТЫ ДЛЯ БИЗНЕСА? ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕМУ КАНАЛУ В ⏩ TELEGRAM ⏪ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НИ ОДИН ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ!

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn