Запорожье+38 (061) 228-41-81
МЕНЮ

МЕДИАЦИЯ, КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ. А СРАБОТАЕТ ЛИ В УКРАИНЕ?

Общее понятие медиации заключается в привлечении третьей незаинтересованной стороны для участия в решении неурегулированных споров. Прежде всего, необходимо понять, что общие понятия, методы и мировой опыт не всегда совпадает и применяется на территории нашего государства.

Так, в западных государствах, процесс медиации используется значительно чаще чем в Украине, ведь у них он является более действенным по следующим причинам:

  1. Во многих странах он законодательно урегулирован;
  2. Процесс решения спора через медиацию требует значительно меньше времени в отличие от судебного процесса;
  3. Для клиента он гораздо дешевле, чем оплата судебных издержек и времени затраченного юристами на сопровождение дела;
  4. Развитая деловая культура в компаниях, позволяет двигаться в одном направлении двум сторонам конфликта.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, к нам часто обращаются компании нерезиденты с просьбой выступить медиатором в решении спора возникшего с украинским контрагентом. Но здесь необходимо четко понять, что в Украине это не является практикой урегулированной нормами права, и вообще принципы работы в Украине совсем другие и существенно отличаются от изложенных ранее, западных.

У владельцев иностранных компаний совсем другое представление о ведении бизнеса. Например, совсем недавно к нам обратилась компания из Италии с просьбой урегулировать спор (в роли медиатора), который возник из-за ненадлежащего исполнения договора украинской стороной. Итальянская компания перечислила около 700 000 $ предоплаты за будущие поставки товара, и была уверена, что украинская компания обязательно поставит товар или вернет деньги (только исходя из того, что это может испортить имидж компании на локальном рынке в Украине и больше никто не будет с ней сотрудничать). Их уверенность была основана на обычаях и опыте работы в Италии, но совсем не в Украине.

ПЕРВЫЙ ВЫВОД: «ПРОЦЕСС ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В УКРАИНЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БОЛЬШИНСТВА СТРАН»

Сразу после обращения итальянской компании, мы проверили ее украинских контрагентов, которые уже больше месяца не выполняли свои обязательства. И совсем не удивились, когда эта компания оказалась как белый лист бумаги: зарегистрирована за две недели до заключения сделки, без каких-либо материальных активов в которой работает аж один сотрудник он же директор, он же владелец. Итальянская компания начала понимать, что что-то идет не так.

После более детального анализа контрагента, а именно его владельца было обнаружено еще около 10 юридических лиц, которые были связаны с ним. По этим юридическим лицам нашим юристам сразу стало понятно, что они не часто выполняют свои обязательства ведь судебный реестр был переполнен решениями, по ним о взыскании денежных средств в связи с невыполнением обязательства. Счета и имущество в этих десяти компаниях были арестованы в рамках различных исполнительных производств. А наши «итальянские друзья» были очарованы дорогим приемом, хорошим офисом и рассказами о крупных контрактах нашего соотечественника.

ВТОРОЙ ВЫВОД: «ДО ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА, КОНТРАГЕНТА НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯТЬ, ВЕДЬ ИНОГДА «ПОРЯДОЧНОСТЬ» ВИДНО НЕВООРУЖЕННЫМ ГЛАЗОМ»

И здесь перед нами появляется вполне логичный вопрос, а есть ли смысл проводить медиацию в ее общем понимании? Мое личное мнение — нет. Ведь сам процесс должен проходить в обоюдном желание двух сторон решить проблемную ситуацию. В реалиях украинского бизнеса, ситуация, когда одна сторона намерена решить конфликт, а другую сторону все устраивает – встречается в каждом втором случае.

Так, на примере с ситуацией между итальянской и украинской фирмами, медиацию можно было провести на этапе подписания контракта, ведь в то время обе стороны имели целью подписать контракт. И именно на том этапе были, как и споры относительно условий договора, так и желание достичь договоренности, в результате которой одна сторона получит деньги, а другая необходимый товар.

В момент обращения к нам, клиент был очень заинтересован в решении вопроса, ведь его деньги находились на счету у контрагента, который, в свою очередь, удерживал эти деньги и не спешил их возвращать, а может и вовсе не собирался!

ТРЕТИЙ ВЫВОД: «ВСЕГДА ВОЗМОЖНО ВЫБРАТЬ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ»

С итальянскими клиентами все закончилось хорошо, но чтобы создать условия для решения вопроса, точнее сказать для подготовки условий, в которых владелец украинской компании был «вынужден» сесть за стол переговоров, понадобился значительный промежуток времени и немало усилий (способы и методы, возможно, рассмотрим в другой статье). Но самая главная мысль заключается в том, что невозможно провести переговоры, если у другой стороны нет необходимости в них. И единственный способ создания такой необходимости, это создание проблем другой стороне.

Также хотелось бы отметить, что похожих ситуаций на данный момент в работе нашей компании несколько, часть из них между украинскими компаниями, а другая с участием нерезидентов. Поэтому итальянцы — лишь хороший пример, но аналогичных ситуации много и они совершенно не зависят от местонахождения компании.

Обобщая все вышеизложенное, хотелось бы отметить, что в Украине, к сожалению, «медиация» это лишь красивое название переговоров, ведь она не регламентирована нормативно-правовыми актами и не несет в себе новых методов решения вопроса в настоящее время, но в будущем все может измениться. Конечно, есть определенные навыки ведения переговоров, но для этого не нужно быть профессиональным медиатором.

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn