Принятие и увольнение сотрудников — оформление приказов

Основным видом локальных распорядительных документов, которые издаются руководителями предприятий, являются приказы, в том числе о принятии и увольнении работников.

Создание приказа представляет собой достаточно сложный процесс, в котором можно выделить следующие этапы:

  • определение вопроса, по какому поводу планируется издать приказ;
  • сбор информации по данному вопросу;
  • подготовка проекта приказа;
  • согласование проекта приказа;
  • подписание приказа;
  • доведение содержания приказа до исполнителя.

Прежде всего, работникам кадровой службы необходимо постоянно следить за изменениями законодательства в сфере трудовых отношений и кадрового деловодства. Однако и это может не уберечь от ошибок в оформлении необходимых документов.

Как показывает практика, самыми распространенными ошибками в оформлении кадровых документов являются:

  • отсутствие некоторых локальных нормативных актов либо неправильное их оформление (штатное расписание, правила внутреннего распорядка, коллективные договора, положения об оплате труда, должностные инструкции, приказы и т.д.)
  • ошибки в содержании трудового договора и порядка его оформления, в том числе работники кадровых служб иногда не разграничивают и не улавливают разницы между срочным трудовым договором и сезонной работой, а также путают гражданско-правовые договора с трудовыми договорами;
  • неверное оформление на работу наемного руководителя предприятия;
  • несоблюдение правил при установке испытательного срока для потенциальных работников;
  • смешивание понятий «совмещение» и «совместительство», «перевод» и «перемещение»;
  • не правильный порядок увольнения работников, особенно по инициативе собственника предприятия/уполномоченного органа;
  • несоответствие названия профессий в штатном расписании и трудовой книжке работника действующему классификатору профессий и неправильный выбор способа устранения данного несоответствия;
  • нарушения, связанные с предоставлением отпусков (отсутствие или формальность графика отпусков, оформление отпусков ненадлежащим образом, отсутствия такого оформления вообще);
  • невнесение отдельных записей в трудовые книжки работников либо несоответствие таких записей требованиям законодательства;
  • нарушение процедуры установления неполного рабочего времени.

Данный список ошибок/нарушений не является исчерпывающим, это лишь немногие из них.
Но самым актуальным вопросом всегда остается порядок принятия на работу.

Порядок принятия на работу, кроме Кодекса законов о труде, регламентируется также правилами внутреннего распорядка, установленного на предприятии. Однако, чаще всего, правила внутреннего распорядка, дублируют положения и нормы, закрепленные законодательно.

Принятие на работу (зачисление в штат) в соответствии с трудовым договором оформляется приказом или распоряжением работодателя. В приказе или распоряжении должно быть указано, в какое структурное подразделение и на какую работу (должность) принимается лицо. Название профессии или должности вносится в соответствии с названием, указанным в действующем Классификаторе профессий. С приказом (распоряжением) о принятии на работу сотрудника следует ознакамливать под роспись. На основании данного приказа (распоряжения) вносится запись в трудовую книжку работника.

Относительно увольнения работника или расторжения с ним трудового договора особенно по инициативе собственника или уполномоченного им органа, то здесь следует отметить, что каждый случай уникален и индивидуален, общий алгоритм действий определить достаточно сложно. Даже будь то увольнение за прогул, несоответствие занимаемой должности, сокращение штата сотрудников в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия – везде нужен индивидуальный подход к правильному оформлению документов, сопровождающих такое увольнение.

Мы готовы Вам помочь!

Наши специалисты осведомлены обо всех новеллах и тонкостях трудового законодательства, что поможет Вам правильно и быстро оформить все распорядительные акты для Вашей компании.